Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Главную роль в формировании экологического сознания играют естественнонаучные дисциплины: биология, физика, география, обществознание, окружающий мир. При изучении этих предметов имеются огромные возможности для формирования экологического сознания. В рамках какого-нибудь одного предмета экологическое образование и воспитание не может быть осуществлено в полной мере. Процесс формирования экологического сознания продолжаются во внеурочной деятельности и в кружках дополнительного образования.
Проблема экологического воспитания имеет глубокий смысл. Это воспитание не личности, а целого поколения, которое обеспечит себе и своим детям безопасное существование в гармонии с природой.
ФГОС об экологическом воспитании
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к экологическому образованию. Согласно стандарту, оно должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации.
Основные задачи экологического образования, обозначенные ФГОС:
- сформировать у ученика умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде;
- развить способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации;
- создать условия для формирования у ребёнка элементов экологической культуры (в дальнейшем — культуры устойчивого развития), экологически грамотного поведения.
В начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания — в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.