ЛГ МАОУ "Гимназия №6"
г.Лангепас, ХМАО-Югра
  • Самоуправление

    Правовые основы организации школьного самоуправления


    В число нормативных документов, регулирующих вопросы школьного самоуправления, входят: 
    1. Всеобщая декларация прав человека. 
    2. Конвенция о правах ребенка. 
    3. Конституция Российской Федерации. 
    4. Закон РФ «Об образовании». 
    5. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 
    6. Типовое положение об общеобразовательном учреждении и другие локальные акты. 

    Теперь подробно остановимся на каждом из них, специально выделив вопросы школьного самоуправления. 
    1. Всеобщая декларация прав человека, которая принята и провозглашена резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. Этот документ предписывает всем государствам — членам ООН привести в соответствие с ним свои национальные законы. Поэтому мы и приводим отдельные статьи, которые имеют непосредственное отношение к нашей проблеме. 

    Статья 21 Всеобщей декларации прав человека гласит: «1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. 

    2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. 

    3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». 
    2.  Конвенция ООН о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Данная Конвенция в большей мере ориентирована именно на соблюдение прав ребенка, что принципиально важно для организации системы образования в государствах, которые принимают этот документ для его практической реализации. 
    Статья 15 Конвенции о правах ребенка гласит: «1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. 
    В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». 
    В статье 29 данной Конвенции говорится: «1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: 
    а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; 
    б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций; 
    в) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; 
    е) воспитание уважения к окружающей природе. 
    Никакая часть настоящей статьи... не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством». 

    3. Конституция Российской Федерации, которая была принята на референдуме (то есть общенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. В статье 17 Конституции говорится:

    «1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».  
    А статья 32 Конституции прямо указывает на то, что «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 
    2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. 
    5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».  

    4. Федеральный закон «Об образовании» является основным нормативным актом, который прямо указывает на необходимость управления общеобразовательным учреждением на принципах самоуправления. 
    В преамбуле данного закона говорится: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 
    Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права». 
    Статья 2 данного закона гласит: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 
    1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 
    6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений».
    В статье 4 Закона «Об образовании» раскрываются задачи законодательства Российской Федерации в области образования: 
    «1) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; 
    2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; 
    3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; 
    4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области». 
    Статья 13 Закона «Об образовании» регламентирует структуру Устава образовательного учреждения. Перечислим основные требования, имеющие отношение к системе управления школой. Итак, «1. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 
    7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; 
    8) права и обязанности участников образовательного процесса». 
    В статье 14 данного закона содержатся общие требования к содержанию образования: 
    «1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: 
    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; 
    развитие общества; 
    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. 
    4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений». 
    Итак, статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»: 
    9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 
    13) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 
    21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом; 
    22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом образовательного учреждения. 
    3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: 
    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения». 
    Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников»: «1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются Уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим Уставом локальными актами. 
    4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право... на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

    5. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от  06.10.2003 г. 

    Статья 1. Местное самоуправление «1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
    2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». 
    Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления  «1. Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
    2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».
    6.  «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008 в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1996 года № 1058 и от 15 января 1997 года № 38. 
    В статье 49 Типового положения говорится о том, что «права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами». 
    А в статье 50 перечисляются права обучающихся: «Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: 
    д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения; 
    е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений». 
    В статье 68 прямо указывается: «Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления». 
    В Типовом положении, в статье 69, определены некоторые конкретные формы самоуправления: «Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы». 

    Карта

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie