Программа курса "Истоки" инициирует процесс становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.
Курс направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
В начальной школе учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д.
«Истоки» открывают детям в обычном – необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей.
Общая характеристика и ценностные ориентиры учебного предмета в начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Отличительной особенностью данной программы является реализация социокультурного системного подхода, который объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания и позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Особенностью данного курса так же является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Основой данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий
учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения; Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не
только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта.